Штабная подготовка к страйкбольной игре

Штабная подготовка
к страйкбольной игре

Авенгер - 18/05/2020 - 7 мин. чтения
Штабная подготовка к страйкбольной игре
Статьи о страйкболе

Данная статья является субъективными мыслями по формированию и подготовке штабной группы к страйкбольной игре. Для удобства восприятия она написана с точки зрения командира стороны, хотя в процесс обычно вовлечён не только он. Полезна будет прежде всего новичкам на поприще командования сторонами. Опытные командиры и штабные работники вряд ли увидят что-то принципиально новое для себя, однако лишний раз структурировать всю известную информацию ещё никому не мешало.

Итак, однажды вы узнали, что назначены командиром стороны на грядущей игре. Какие этапы подготовки вам надо пройти до игры?

Прежде всего вам необходимо подобрать себе помощников, более известную как «штабную группу». Вы, конечно, можете попробовать всё сделать в одиночку, и порой это даже получается, но не рекомендую так поступать на сколь-либо крупных проектах и начинающим командирам стороны.
Для того, чтобы понять, сколько человек и кто именно вам понадобится в помощь, первый делом вы должны сделать:

1) Предварительный анализ сценария

Изучаете доступную информацию об игре, прежде всего обращая внимание на:

  • Масштаб игры. Имеется ввиду как количество игроков, так и размер полигона. Тут всё просто: чем выше количество участников и чем больше границы полигона, тем больше факторов которые вам надо будет учитывать в штабной работе.
  • Продолжительность игры (день , сутки, несколько суток). Аналогично предыдущему пункту: чем дольше игра, тем больше штабной работы.
  • Задачи сценария. Особо отмечаете предполагаемое количество одновременных задач и их потенциальную сложность в плане штабной координации.
  • Наличие всяких дополнительных сценарных факторов: техники, игровых лагерей и т.п.

Исходя из вышеописанного приступаете ко второму этапу:


2) Формирование штабной группы

В зависимости от анализа сценария прикидываете необходимую штабную группу. Некоторые считают, что все просто: чем больше игра, тем больше штаб. Это не совсем верно. Порой для суточной игры с кучей одновременных вводных и стороной в 70 человек штаб должен быть больше, чем на игре в 300 человек и задачей по штурму/обороне двух точек. Но в любом случае лучше, чтобы штаб содержал хотя бы двух человек (вас и вашего зама) и максимум одновременно человек 6-7 в самом штабе на самых крупных играх. Штабные работники действующие вне штаба при этом не учитываются.


Кто вообще нужен в штабе?
Практически на каждой игре можно встретить:
  • Замком стороны. Это человек, который фактически вас дублирует на случай вашего ухода в мертвяк, либо убытия по какой либо задаче (например, некоторые организаторы делают сценарные задачи в духе «командир стороны должен лично куда-то придти и что-то там сделать). На небольших играх может быть единственным штабным помимо вас. Нужен как минимум для того, чтобы вам в штабе не скучать в одиночестве. Как максимум возьмёт на себя большинство ваших функций, если вы относитесь к тем командирам, которые любят личным примером поднимать бойцов на передовой игрового конфликта.
  • Связисты. Тут всё понятно: те, кто непосредственно обеспечивают связь с подразделениями. Из их числа на крупных играх часто выделяется старший связист/начальник связи, который занимается организацией и координацией всего направления.
На крупных и продолжительных играх можно встретить штабных по всевозможным специфическим для конкретной игры направлениям:
  • Начальник штаба. Фактически нужен, только если существует оный штаб в формате больше, чем вы+ваш зам. Обеспечивает нормальное функционирование штаба. Часто совмещает два в одном с замкомом стороны.
  • Комендант лагеря, если на игре присутствует игровой лагерь.
  • Координатор техники, если на игре много техники с специфическими правилами.
  • Координатор мертвяка, если на игре много игроков и есть необходимость выделять отдельного человека для направления потоков оживающих.
  • Координатор по спец задачам. Если на игре будут многочисленные дополнительные задачи для отдельных небольших групп.
  • Штабные представители на местах. Игроки, которые находясь в прямом подчинении штаба, ходят вместе с различными подразделениями. При этом могут выступать и как обычные связисты, и как командиры оных подразделений.

Выбирая штабных стоит учитывать, что эти люди возьмут на себя часть подготовки к игре, помогут при планировании и в командовании в процессе игры. Исходя из этого выбирать стоит прежде всего на основе способностей и желания участвовать в штабной работе. На командные штабные должности (зам ком, начштаба и т.п.) рекомендую ставить игроков, которые сами по себе обладают каким-то авторитетом в страйкбольном сообществе. В идеале - командиров крупных объединений или команд с вашей стороны. Друг-сокомандник может и отличный товарищ, но вот насколько он будет готов в случае чего к управлению разношёрстной страйкбольной стороной, большой вопрос.

На должности связистов, если их функции по совместительству не исполняют игроки на «командных» штабных должностях (а такое случается постоянно), людей, которые не против этим заниматься и обладают соответствующими способностями и инициативой. Вполне возможно в процессе игры у вас не будет времени лично контролировать действия каждой группы и постоянно дергать безынициативных радистов о происходящем на их «участке» не будет ни времени, ни желания.

После формирования штаба в части командно-штабного состава (связистов можно набрать и позже), переходите к пункту 3:

3) Организационное планирование стороны

На этом этапе вы уже тщательно изучаете сценарий, прикидываете, сколько сил и средств вам надо для той или иной задачи, сколько и какие подразделения вам нужны.

Опрашиваете организаторов по всем непонятным вам сценарным моментам, особенностям подсчета баллов. Если вы видите какие-то явные дыры в сценарии, также сообщите об этом организаторам. Крайне не рекомендую пользоваться ими: удовольствия «победы», достигнутые с их помощью приносят мало, а конфликтный потенциал — огромный.

Не пускаем на самотёк регистрацию на игру, помогая формировать себе сторону. Я не имею ввиду, что вы должны создавать себе на стороне некий «дрим тим» из сильнейших команд, но хоть какой-никакой костяк знакомых вам или вашему штабу игроков, на которых вы точно можете положиться, собрать себе на сторону надо постараться.


Как только с предварительной регистрацией на игру все более-менее определилось и есть понимание, какие силы будут у вас в игровом подчинении, можете начинать составлять подразделения.

Тут встречается одна из тех сложностей, с которой сталкиваются многие командиры сторон. Велико искушение сделать структуру стороны по псевдоармейским лекалам . Несколько плюс-минус одинаковых по численности подразделений будут красиво выглядеть на бумаге, но, очень часто, это не только не требуется, но и банально вредит стороне. Исходя из планируемых задач, особенностей подготовки команд и сыгранности их друг с другом, не будет ничего страшного, если у вас один "взвод" будет 60 человек, а другой 20. Даже если в дальнейшем вам по сценарию требуется обеспечить ротацию подразделений в обороне каких то объектов, никто не мешает в один момент два "маленьких взвода" поставить в оборону одновременно.

На этом же этапе формируете подразделения из одиночных команд. Тут главный вопрос- это командиры таких сборных солянок. С потенциальными кандидатами связываемся заранее, проводя своеобразное "собеседование", особенно в случаях, когда вы лично не знакомы. Шанс того, что незнакомый игрок, узнав о внезапном «счастье» в виде командной должности на полигоне, сможет нормально выполнять свои функции, достаточно мал.

Сам по себе принцип распределения подразделений и команд уже описывал в статье «О стратегии в страйкболе» , поэтому здесь подробно останавливаться не буду.

После переходим к этапу 4:

4) Планирование стратегии

Понимая наличные силы приступаете к разработке непосредственно стратегии на игру. Подробней про это я уже писал в другой статье. Вкратце обозначу некоторые тезисы касающиеся непосредственно штабной работы:
  • Планируйте стратегию при участи небольшого количества человек, которые в этом разбираются. Например, с вашим штабным комсоставом. Разработка плана всей стороной обычно ни к чему хорошему не приводит.
  • Встречу стороны проводите в формате брифинга. Для небольших игр обязательной она не является, но способствует поднятию игрового духа.
  • Если нет возможности или желания проводить брифинг при личной встрече до полигона, тогда делайте это онлайн. Игроки стороны должны заранее представлять, что их ожидает на игре.
  • Тщательно планируйте только начало игры, остальное в общих чертах. Исключение: план ротации отдыха/обороны, если оно требуется по сценарию. Это единственная часть, которую можно и нужно тщательно расписывать на всю игру и стараться придерживаться вне зависимости от прочих обстоятельств.
  • Если есть возможность, выберитесь на полигон и пройдите по нему ногами. При личной рекогносцировке можно заметить некоторые не очевидные особенности местности, которая карта не передает.
  • Рисовать или нет штабные карты зависит от конкретной игры, поэтому смотрите по ситуации и возможностям. Без должного времени на подготовку и массовой раздачи карт на стороне (хотя бы командирам структурных подразделений), наличие одновременно карт от организаторов и от вас могут внести сумятицу и непонимание, особенно если используются одинаковые обозначения (например цифровые для точек, где отличие будет только в разном порядке). В тоже время на крупных играх, где активно работает радиоразведка и к которым есть время основательно готовиться, такие карты могут облегчить вам жизнь.

5) Планирование связи

Я почти уверен- многие ожидали, что большая часть статьи посвящена именно связи, открывая эту статью. Почему это не так?

Очень многие командиры и их штабы почти всю свою подготовку к игре концентрируют именно на связи, шифровании и всём, что с этим связано. При этом всему остальному уделяют мало времени или хуже того, вообще практически игнорируют. В итоге со связью на игре может быть и все хорошо (что тоже не факт), при этом сидящие в штабе толком не понимает, что же им по сценарию делать, а игроки в поле тем более не могут понять, что же штаб от них хочет. Или вообще на старт игры этого не знают.
После игры тоже самое - чуть что не так пошло, сразу все начинают на плохую связь списывать. Хотя проблема зачастую не только в ней, а то и совершенно не в ней.

Не следует недооценивать важность связи и этот вопрос безусловно надо прорабатывать до игры, но и ожидать, что она одна сделает вам игру, тоже не стоит.


Что касается самой организации связи - лучше для этой цели назначить отдельного человека, который любит и умеет ей заниматься, даже если на самой игре он в штабе и не будет находиться. Опытные связисты и частоты нужные поберут, и проверят, и схему связи построят исходя из ваших пожеланий.

Перечислим основные схемы, которые можно встретить на различных страйкбольных играх:

  • Общий штабной канал, в котором сидит по связисту от каждого подразделения. Самый простой вариант и часто используемый для небольших дневных игр вариант, который достаточно легко организуется за 20 минут до начала игры. При всех своих многочисленных минусах вроде загруженности одного канала, имеет и плюс — та самая простота в организации, особенно когда нет людей или времени для организации чего-то ещё. Как и во многих последующих схемах рекомендую для страховки знать внутренние частоты подконтрольных подразделений.
  • Одно подразделение-один канал. Схема, при которой каждому структурному подразделению стороны выделяется свой отдельный канал. На одном конце его обычно связист от подразделения или его командир , на другом — штабной связист. Бывают варианты, при котором подразделение выделяет связиста в штаб, и он уже сидит рядом с вами на своей внутренней частоте. Минусов тут несколько — трудней организовать прямое взаимодействие между подразделениями, и если не хватает живых связистов можно не успевать за количеством говорящих раций вокруг вас.
  • Обеспечение связи в подразделениях силами штаба. Те самые «штабные представители на местах», с которыми вы держите связь напрямую, а они вас информируют о всём происходящем и информацию от вас лично доводят подразделениям. Из плюсов: удобство и уровень подготовки таких связистов может быть гораздо выше, чем связистов от подразделений. Минус — требует желающих заниматься подобным видом деятельности на игре. Чем крупней игра, тем больше нужно желающих.
  • Смешанный. Наверное, самый часто используемый формат. Когда используется всего понемножку: есть и отдельный штабной канал, с какими-то подразделениями держите связь на отдельных каналах, а с кем-то бегает ваш представитель. Скорей всего что-то подобное будет на большинстве игр, где вам доведётся командовать.

Какую именно схему связи использовать вам зависит от тех ресурсов, которыми вы располагаете и того, как именно поддерживать связь привыкли структурные подразделения стороны под вашим командованием.

И наконец финальный пункт , который необходимо соблюсти уже по прибытию на полигон перед игрой.


6) Брифинг перед игрой

Обязательно проводится перед началом игры. Стоит обратить внимание, что в идеале на нём вы должны не доводить план/частоты/план ротации, а проверять, что подразделения под вашим командованием уже всё это знают. Здесь же при необходимости вносятся последние изменения в структуру или план стороны. Как писал ранее в статье про стратегию, капитально менять план в последний момент настоятельно не рекомендую, однако небольшие правки с учетом каких-то открывшихся обстоятельств вносить можно и нужно.

По возможности на этом же брифинге представьте стороне своих штабных командиров, если по каким-либо причинам они ещё неизвестны большинству игроков. Дабы в случае чего не возникало вопросов «кто это такой и почему он командует».

На этом, пожалуй, всё, подготовка до игры завершена. Удачи на игре! :)

Автор: Авенгер (Таволга)