О стратегии в страйкболе

О стратегии в страйкболе
Авенгер - 08/11/2018 - 12 мин. чтения
О стратегии в страйкболе
Статьи о страйкболе

Просматривая интернет, можно найти некоторое количество материала связанного с командованием на страйкбольных играх. Но, в основном он будет связан с организацией штаба, структуры стороны, связи, а вот о стратегической составляющей управления нет практически ничего. А именно от неё на многих играх во многом зависит и успех стороны на игре и фан получаемый игроками стороны. Поэтому в своей статье попробую пройтись по основам данной тематики. Всё нижеописанное основано на опыте реальных страйкбольных игр.

Разработка и реализация стратегических замыслов на страйкбольных играх -один из самых сложных моментов для большинства игроков, взявшихся за командование стороной. И дело не столько в отсутствии идей или опыта, а в нежелании брать на себя ответственность за принятые решения. Именно поэтому часто можно видеть «разработку плана перед игрой», на который приходит пара десятков человек, и каждый предлагает что-то своё, при этом командир стороны большей частью молчит и только периодически одобряет эти, порой весьма безумные, планы. Как итог, с началом игры на полигоне начинается анархия и команды бегают туда-сюда по взаимоисключающим задачам, куча дружественного огня и полное непонимание у рядовых бойцов, что же вообще происходит . При этом на самом этапе общения по «разработке плана» куча времени будет уделяться «шифрованию», «позывным» и действиям каких-то отдельных индивидов, а никак не общему замыслу стороны, по которому пройдут бегло, если вообще затронут.

Из вышесказанного следует: если вы не хотите брать на себя ответственность - не беритесь за командование стороной на страйкбольных играх. Либо найдите себе толкового зама, который будет думать и принимать решения за вас, а вы будете исполнять роль «харизматичного» лидера стороны. Вариант с реально командующим замом для вас так же актуален, если сценарий предусматривает большую активность по передвижению на полигоне для командира стороны.

Открытие СК 2017. Штаб жёлтой стороны. Командир стороны Хедин (второй справа , на заднем плане)
Итак, в один прекрасный день вы узнали что будете командиром стороны на одной из ближайших игр. Первый этап ваших злоключений — подготовка. Если игра небольшая, и опыт у вас уже есть, можете самостоятельно дома всё распланировать. При большой игре, сложном сценарии или если это ваше первое командование, лучше устроить предварительный «мозговой штурм», на который позвать НЕСКОЛЬКИХ человек. Обязательное условие – их должно быть мало. В идеале от двух до четырёх, включая вас, которые либо представляют наиболее крупные объединения игроков, с которыми вам предстоит играть, либо тех, про кого известно, что они в страйкбольной стратегии что-то понимают. И вместе с ними решайте , что же будете делать на игре. Почему нежелательно много народу? Как уже говорил — мало людей что-либо понимают в страйкбольной стратегии и готовы брать на себя ответственность за принятые решения, а вот высказать своё веское мнение готовы все и могут затаить обиды, если к оному мнению не прислушаются. Плюс на совещаниях с большой толпой часто наблюдается уход от обсуждения сути к каким-то частностям . Так, например, был я на сборе, где полтора часа обсуждались действия разведгруппы из двух человек, при том сторона на игре была более трёхсот человек. На том же сборе обсуждению действий всей стороны было уделено минут двадцать. А ведь, не забудем, что ещё надо обсудить вопросы организации штаба (прежде всего связь и всё что с этим связанно) и структуры стороны . Вопросы о действиях конкретных групп в рамках общей стратегии прекрасно можно обсудить и потом в частном порядке.

После этого собираете второй сбор, на который уже приглашаете всех командиров (в зависимости от масштабов игры рот/взводов/команд), и на котором устраиваете брифинг стороны, где план ДОВОДИТСЯ до присутствующих. Обращаю внимание –именно доводится, а не «обсуждается». После чего спрашиваете вопросы и предложения по плану, дабы убедиться, что все всё осознали. В предложениях допустимо принимать небольшие корректировки по действиям отдельных подразделений (например, поменять одну команду на другую на разных флангах или внести какие-то корректировки в тактические действия конкретных подразделений), но глобально план менять уже нельзя, если вдруг не всплывут какие-то совсем чрезвычайные обстоятельства. При желании оный брифинг можно провести и через интернет, но живое общение больше способствует ответственному подходу игроков к игре.

Если есть возможность, также нужно съездить на полигон и провести его личную рекогносцировку. Если возможности нет, то найти человека который там был и опросить его о особенностях местности.

И вот вы приехали на игру. Здесь вам необходимо снова собрать интересующих вас командиров и вновь довести до них план действий. Скорей всего кто-то не заехал, а заму передать информацию забыл или у кого-то сил гораздо меньше, чем изначально планировалось . В этом случае, по возможности, вносите численные корректировки «на ходу» . Если позволяет время и условия сценария, стоит с командирами подразделений ещё раз пройти по полигону.
Закрытие СК 2017. Игроки выдвигаются к стартовым позициям
Убедитесь, что минут за 15-20 до начала игры все бойцы вашей стороны уже находятся на исходных позициях и знают что им делать. Вплоть до того, что пройдите среди рядовых бойцов и выборочно их поспрашивайте на данный предмет. Игроки, приходящие ровно со стартом игры к вам в штаб, с вопросом «а что нам делать», очень раздражают и отвлекают.

Морально приготовьтесь к тому, что со стартом игры всё пойдёт не так, как вы запланировали. Это нормально, союзники разочаровывают, противник удивляет изящными , или наоборот, крайне идиотскими ходами. Главное — не впадать в панику или эйфорию от успехов до самого конца игры. В большинстве случаев всё ещё можно будет изменить, а если даже нельзя, как минимум сделать игру своим игрокам, вы, как командир стороны, всё равно должны.

Теперь непосредственно к практическим советам:


-В первую очередь неплохо бы ознакомиться с составом стороны. Если команды более-менее знакомы, условно в голове делите сторону на три части:
1) способные и исполнительные (команды обладающие хорошими игровыми навыками и при этом дисциплинированные)
2) просто исполнительные (просто дисциплинированные команды )
3) балласт с точки зрения управления (все кто уйдут играть в свой страйкбол).

Неизвестные команды автоматически определяйте в пункт "2", рассчитывая на лучшее. Неизвестные команды которые подходят к вам до игры и заявляют "нас три человека , мы РДГ спецназ, пошли нас во вражеские тылы и дай задачу " автоматически записываются в пункт "3".
Пункту три при планировании придумываете задачу на бОльшую часть игры, чтобы они не мешались под ногами более дисциплинированным командам и приносили хоть какую-нибудь пользу. К примеру, позиционирующих себя как "РДГ" можно отправить охотится на вражеского командира стороны , даже если в этом нет необходимости по сценарию . По крайней мере наползая где-то в вражеский тылах, они будут отвлекать на себя противника, при этом шанс попасть под их дружеский огонь на начальных этапах будет минимальный . Тех, кто позиционирует себя как «мы просто пострелять» , можно смело посылать на ключевую (центральную) точку полигона, которая практически наверняка присутствует, даже если по сценарию она не прописана. Там они будут приносить пользу, отвлекая и сдерживая противника, да и скучно им там вряд-ли будет. Есть и минус подобного — большой шанс дружеского огня , когда на ту же точку пойдут ваши управляемые силы. Но так вы хотя бы будете знать где, именно его ожидать и будете иметь возможность это минимизировать. Если таких команд много, их формально нужно объединить в "взвод" или "роту", вполне возможно из этого даже получится какое то подобие управляемости.

Первый пункт – это ваша палочка выручалочка на всю игру. Используйте их на наиболее критичных участках и там, где больше нужно не количество, а качество. По возможности выделяйте их в отдельные подразделения.

Пункт два – основная сила стороны. Именно они обороняют, штурмуют и выполняют большинство прочих «пехотных задач». Главное не перегибайте с нахождением в обороне таких подразделений и своевременно обеспечивайте ротацию.
Линия Фронта 2018. Брифинг утром перед игрой. Командир стороны — Бор (второй справа)

- При разработке плана на игру :


a) он должен быть понятен и прост для основной части стороны. Стратегии типа «заваливаем точку противника трупами» - работают, стратегии вроде "наносим отвлекающий удар, уверяем противника в том, что он отбил удар , выманиваем его на контратаку, уничтожаем в обороне, после чего атакуем сами" – с высокой долей вероятности закончиться печально. Потому что противник так и не поймёт, что он что то там отбил , силы вашей отвлекающей группы уйдут в мертвяк встретившись с небольшой частью праздношатающегося противника, а к моменту потенциального "главного" удара пол стороны разбредутся по полигону без малейшего шанса оперативно собрать для выполнения одной задачи.

Сложные элементы, вроде глубоких тыловых обходов в план вносить можно, но касаться они должны только отдельных, хорошо организованных групп, а не основных сил стороны . И уж тем более данные задачи должны быть дополнением к общему плану, а не его основой. Так, что бы при их неудаче , основная цель всё равно могла быть успешно выполнена.

б) Он должен отвечать на вопрос " а что дальше". Объясню на примере стандартного зеркального сценария, где задача захватывать и удерживать Н-ое количество точек. У противника есть две подконтрольных точки. Одна по "фронту", хорошо укреплённая с кучей сил. Другая тыловая, где-то неподалёку от мертвяка вражеской стороны с фактически нулевой обороной. И вот, исходя только из фактора слабой обороны, многие командиры начинают бить по тыловой точке противника. И после её захвата оказывается, что вы:
- Быстро теряете её обратно из-за невозможности быстро подкинуть туда подкрепления
- Теряете возможность оперативно с оной точки перебросить силы куда либо ещё
- Растягиваете свои коммуникации. Фактически вся ваша сторона начинает работать на весьма затратное удержание оной точки. При этом ослабить оборону других ваших точек так же не удаётся, поскольку они не являются «тыловыми» для противника. Есть шанс что по дороге до точки ваша атакующая группа завязнет в никому не нужных мелких столкновениях или просто заблудиться/растянется по полигону.
Открытие СК 2017. Штаб синих. Командир стороны — Гор
Соответственно при выборе места первоначального удара на игре - надо выбирать такую точку противника, по которой можно нанести концентрированный удар в первые минуты игры, к которой легко можно подбрасывать подкрепления с вашей стороны и снимать силы на другое направление в случае необходимости. Идеально, если после захвата данной точки, какая-либо из ваших передовых на начало игры точек станет "тыловой" и с неё будет возможность снять большую часть обороны, без угрозы получить по ней сконцентрированный удар противника. Таким образом, вы получите тот же баланс по распределению личного состава на контролируемых объектах, что и в начале игры, при этом контролируя на одну точку больше, что позволит вести наступательные действия и дальше.

в) Тщательно планируйте начало игры и в общих чертах следующие шаги. Поскольку исходные данные на начало игры обычно присутствуют в большом объёме, предсказать же, что будет спустя два-три часа от начала игры уже более трудно. Поэтому на игру составляется общая «концепция» действий стороны: то, к чему сторона должна стремиться при благоприятном раскладе или куда она должна отходить при неблагоприятном. Но подробно расписывать, что и как вы будете делать во всех возможных ситуациях – занятие довольно бесполезное. Вы же сами скорей всего этим указаниям следовать не будете, в связи с внезапно возникающими переменными, которые не были учтены при планировании (погода, слив, внезапные вводные от организаторов, выбывание по форс мажору ключевых людей на стороне и так далее). Исключение составляют полностью управляемые сценарии, но это уже отдельный разговор.
Сутки на Броне 10. Штаб жёлтых
г) Обязательно продумайте «точки концентрации» для всех ваших подразделений. Это могут быть как и стационарный /мобильный мертвяк, так и некие точки на карте, где будут накапливаться ваши силы по мере оживления.

д) Действуйте как можно более агрессивно, постоянно оказывая давление давление на противника, чтобы он не чувствовал себя в безопасности. Это касается как атак основными силами по ключевым объектам, так и беспокоящие вылазки небольших групп на тыловые точки, а так же перекрытия мобильными группами основных дорог в его тылу и подходов с мертвяков. Находясь под постоянным прессингом противник часто теряется, снижается качество управления и координации вплоть до полной потери признаков организованности на стороне.

Стратегия в обороне

Стандартная стратегия обороны в страйкболе: посадить по подразделению уровня взвод или рота на точку и остальными силами вести атакующие действия. Порой можно встретить атаку с обороной в рамках одного формирования. Это простой вариант, но необходимо учитывать, что половина стороны может всё игру заниматься охраной объектов, которые в конкретный момент времени не представляют интереса для противника. В итоге ваши игроки скучают, мораль их падает, а на участках, где силы действительно нужны, их не хватает. Можно, конечно, потом пинать организаторов за «неправильный» сценарий, но в ваших силах изменить это самостоятельно. Используйте стратегию "мобильной обороны". На принадлежащих вам объектах располагаем какой-то минимум сил, который в случае атаки позволит удерживать оборону в течении 5-10 минут и из НАИБОЛЕЕ способных и дисциплинированных команд создаёте "мобильный резерв", который придёт на помощь атакуемой точке. Остальные силы используете на наиболее важных в данный момент направлениях. Таким образом вы численно превосходите противника на важном для вас участке, что увеличивает вероятность успешного выполнения задач. Если же противник уходит в глухую оборону, то резерв можно присоединить к основным силам или использовать для других целей. Данная стратегия, хоть и несёт в себе некоторые риски, позволяет эффективней заниматься основными задачами сценария и не даёт скучать игрокам.

В целом же старайтесь не играть "от обороны". Практика показывает, что 10-20 человек, работающих рядом с точкой, могут надолго "повязать" оборону человек в 100, которых будет крайне проблематично использовать для чего-то другого. Если это ваша точка, то вам в рацию будут сыпаться доклады о постоянной атаке. Реально оценить степень угрозы в страйкболе способны немногие.
Империя 2018. Командир стороны Повстанцев — Страйкер

Стратегия в атаке:

а) При атаке на основные объекты старайтесь обеспечить максимальную концентрацию сил. Начинать атаку с малых групп, отправляя им вслед другие группы – не лучшая идея. Оборона уже пристреляется, займёт лучшие позиции и будет в полной готовности встречать ваши подкрепления.

б) Если есть возможность, старайтесь атаковать объект с нескольких направлений. Такая атака должна быть скоординирована по времени. Если нет возможность обеспечить скоординированную атаку с разных сторон — лучше штурмуйте сплошным фронтом, загибая фланги в процессе.

в) Если чувствуете, что атака захлебнулась, прикажите своим силам закрепиться на уже занятых позициях и ждать подкреплений. Класть всех бойцов в попытке взять последний бункер – путь к тому, чтобы начать в следующий раз всё с начала.

г) Подкрепления, если позволяет ситуация, также нужно отправлять концентрированными группами.

Общие советы:

1) Если в сценарии предусмотрены отдельные «пакетные задачи», то старайтесь иметь отдельную группу для их выполнения. Выдернуть силы для их выполнения из прочих подразделений в процессе игры часто проблематично.

2) Располагать штаб стороны лучше всего близко от основного/мобильного мертвяка либо там, где открывается максимально хороший вид на игровой полигон (в этом случае рядом с мертвяком должен постоянно находится ваш представитель). Более половины успеха командования стороной на игре — это распределение подкреплений выходящих из мертвяка. Не пускайте это дело на самотёк. Располагать штаб только из соображений безопасности глупо, кроме случаев, когда убийство командира стороны приносит много очков. Тоже касается и обороны штаба. Держать треть стороны в охране вашей драгоценной персоны — прямой путь к поражению на игре. Также важно помнить: даже если сценарием предусмотрена такая стационарная точка, как "штаб стороны", реальный штаб с командиром стороны как правило вовсе не обязан там находиться.

3) На крупных играх старайтесь в один момент времени выполнять не более одной крупной задачи (полноценная атака какого-либо объекта или иной задачи, требующей большой концентрации сил). Одновременный масштабный штурм двух-трёх точек — это лотерея с непредсказуемым финалом. Скорей всего не благоприятным для вас.

Линия Фронта 2018. Штаб стороны NAF
4) На все ответственные задачи назначайте старшего на месте. Этот игрок не должен лезть в боестолкновение, его задача держаться чуть позади и заниматься непосредственной координацией происходящего, так как из штаба тактическая обстановка видна плохо. Сейчас всё большее распространение получают технические средства контроля подразделений на игре, однако они не дают всего представления о действиях противника и особенностях местности, которые может учитывать координатор в центре событий.

5) Если такого старшего нет или он убит, то старайтесь любые критичные доклады получать из нескольких источников. К примеру, если вам отдельные игроки докладывают о срыве атаки или наоборот о том, что не хватает несколько человек, чтобы закончить штурм объекта – постарайтесь продублировать эту информацию из нескольких источников. Много раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на одном фланге объекта ситуация представляется иначе, чем на другом.

6) По возможности ведите постоянную разведку малыми группами. Вполне возможно, что в определённый момент времени на некоторых объектах у противника никого уже не будет, а на тех, где была слабая оборона, внезапно окопается на ночь целая рота.

7) Не пытайтесь перемудрить противника. Если вам кажется, что ваш план очевиден для оппонентов, но при этом придумывая что-то другое вы оставляется больше потенциальных слабых мест – остановитесь на очевидном плане. Совершенно не факт, что даже зная, что вы будете делать, противник сможет этому помешать. А вот перемудрить самого себя можно всегда.

8) Не дезориентируйте свои силы постоянно изменяющимися приказами. Смена указаний каждые 5 минут без крайней на то необходимости очень негативно влияют на моральное состояние игроков и их мнение о вас как о командире. Сюда же можно отнести и деление команд/взводов/рот на разные задачи. Мало команд, которым всё равно на факт размазывания их по всему полигону.

Империя 2017
9) Эйфория от успехов порой опасней, чем паника – как бы хорошо не пошёл дебют игры, не расслабляемся и не выпускаем контроль из рук. Противник ещё может оправиться и неприятно удивить.

10) Когда что-то пошло плохо – не паникуем и ни в коем случае не начинаем раздёргивать свои силы, пытаясь заткнуть многочисленные дыры немногочисленными группами, невольно сводя всё к описанному в пункте «8» . Лучше отдать противнику то, что вы очевидно не сможете удержать/забрать, взять небольшую паузу, накопить силы и привести в порядок пошатнувшееся управление, после чего скоординировано вернуться стороной в игру. В подобные моменты имеет смысл отказаться от стратегии постоянного давления, пусть на какое-то время противник почувствует себя в полной безопасности, тем неожиданней для него будет контрудар.

11) Резюмируя уже несколько раз упомянутые выше моменты: огромную роль в командовании на страйкбольной игре, особенно суточной, играют психологические факторы, которые зачастую упускаются из вида при стратегическом планировании. А зря. Высоко мотивированные игроки выкладываются гораздо больше и сливаются с игры гораздо реже , чем страйкболисты, вышедшие на игру без всякой мотивации. Также в процессе игры старайтесь поддерживать высокий моральный дух у игроков своей стороны и разрушать у стороны оппонента. Если немного обобщить: однотипные действия, длительное безделье, постоянные неудачи, взаимоисключающие приказы, отсутствие грамотного командования, раздражающие мелкие контакты и связанные с ними ненужные потери в своём тылу, несогласованность действий союзных подразделений — всё это негативно сказывается на моральном состоянии игроков. Это не учитывая внешних факторов, на которые вы повлиять не можете, вроде погоды, конфликтов на полигоне и странных вводных организаторов.

В целом же психологические факторы, также, как и общая подготовка к игре, взаимодействие с организаторами, организации штаба, связи, структуры стороны, тактическое управление на играх — это важные для любого командира стороны темы . Но уже для других статей, поэтому в данной я затрагивал их очень поверхностно либо не касался вовсе.

Данная статья не претендует на всеобъемлющий разбор темы «стратегии в страйкболе», поскольку не возможно учесть всё многообразие вариантов того, что может произойти на полигоне и вводных перед игрой. Но, надеюсь читателю она будет немного полезна, и вы сможете почерпнуть что-нибудь для себя.
Открытие СК 2015. Командир стороны — Авенгер (слева)
Немного об авторе:

Avenger, командир московской команды «Таволга»

Командир стороны более чем на двух десятках игр, в том числе Балканский шторм 4 и Открытия СК 2015 и 2018.

Заместителем командира стороны более чем на четырёх десятках игр, в том числе восемь Открытий-Закрытий СК, Империя 2017 (сторона Империя) , Империя 2018 (сторона Повстанцы), Сутки на Броне 6,8,10 (сторона жёлтых) и Линия Фронта 2018 (сторона Дустум).