Памятка для начинающих и бывалых командиров в страйкболе
Данный материал не претендует на «абсолютную истину», а является субъективным мнением. Но надеюсь, что информация, изложенная здесь, будет полезна.
Многие страйкболисты, которые хотят научиться командовать (или уже это делают) своей командой, взводом, ротой или стороной, не раз задумывались, что неплохо иметь источник информации а-ля памятку, на которую можно было бы опираться. Зачем? Чтобы ответить на главный вопрос: являюсь ли я хорошим командиром?
Готовность принятия ответственности за себя и других
Командир, в первую очередь, должен отвечать за свои действия и поступки, т.к. их результат со временем очевиден. Этот пункт отпугивает многих людей, т.к. лишнюю ответственность нести многие не хотят и не любят. А тут приходится все время. Поэтому этот пункт на первом месте.
Терпеливость или ментальная стойкость
Без терпения вы вряд ли станете хорошим командиром, ибо оно понадобится вам во всех аспектах этого дела. Психануть и «уйти в закат» от чего-либо гораздо проще, чем сохранить «холодную голову» в принятии решений во время обсуждений и отдачи приказов или, когда в самый ответственный момент кто-то из вашей команды зажимает тангенту, и весь план из-за этого летит к чертям. Ибо чрезмерные эмоции почти никогда не ведут к верным решениям. Эмоции - это хорошо, но после игры. Без крайностей, об этом позже.
Адекватность
Тут все довольно просто. Неадекваты никому не нужны в команде, особенно в виде командира. Ибо люди стремятся поиграть, отдохнуть, а не решать постоянные проблемы или быть их частью из-за неадекватного человека.
Коммуникабельность
Зажатый человек, склонный быть глухим интровертом, вряд ли сможет четко и правильно объяснить задачу бойцам, отказать другим в идиотских идеях и отчитаться после выхода из мертвяка. Либо сделает это криво. Плюс закрытому человеку гораздо сложнее поддерживать авторитет в глазах других. Да что уж таить, многие начинали быть командирами после каких-нибудь посиделок в пабах, мол кто стороной будет командовать, а ты тут как тут. Умение коммуницировать с людьми - важный аспект для продолжительной командирской деятельности.
Честность
Вроде банально и очевидно, но нельзя ни упомянуть о честности. Привирать и врать нельзя из-за нарушения ясности картины боя (шутки шутками, а истории такие были). Например, когда командир передает штабу, что точку почти взяли, а на деле не смогли даже близко к ней подойти, то у штаба искажается картина происходящего.
Кроме того, крайне важна честность самим с собой в вопросах ваших навыках и умениях.
Бесстрашность
Готовность рискнуть и пойти на авантюрный план может далеко не каждый. Прошу не путать бесстрашность со «слабоумием и отвагой», а также со страхом «пойти в мертвяк». Это далеко не одно и тоже. Чаще всего командиры бояться пойти на план с большой долей риска. Ибо думают, что шанс поражения и не воплощения плана в жизнь слишком высок, а ответственности боятся (см. пункт 1). Но только бесстрашный командир реализует план так, что после их воплощения такие истории помнят годами.
Авторитетность
Простой и очевидный факт, но вы все же командир! Не стоит ходить с высоко поднятой головой и иметь ЧСВ до небес, но важно поддерживать авторитет внутри сообщества. Иначе люди не будут вас слушать и выполнять ваши указания. Пункт напрямую связан с коммуникабельностью. Ездите чаще на игры, общайтесь с сообществом в социальных сетях, посещайте страйкбольные фестивали и различные посиделки.
Отдавать указания команде, взводу, роте и т.д., т.е. командовать
Звучит глупо и нелепо. Это же очевидный факт! Командир командует по определению, разве нет? Увы, это далеко не всегда так.
Многим страйкболистам просто нравится носить регалии и статус «командира», но как доходит до дела - тишина. Неверное решение - это лучше, чем никакое. Но не стоит превращаться в командира типа «генератор случайных приказов», ибо важно учитывать следующие два пункта.
Оперативно принимать решения и реагировать на изменение тактической или стратегической ситуации
Данный навык является ключевым и отличает одного командира от другого. Ибо во время игры бывают однотипные ситуации с отработанными схемами, будь то штурм точки или оборона базы. Но непредвиденные факторы всплывают почти всегда и в самый неожиданный момент. И умение быстро на них реагировать и, возможно, менять что-либо на ходу, крайне важно при выполнении любой задачи.
Понимать, где нужна выдержка
Да, это порой противоречит пункту 1 и 2. Но одно из отличий хорошего командира от плохого - подождать в нужный момент, будь то подкрепление из мертвяка или организация засады. Важно не путать выдержку с бездействием. Ибо если командир не командует, то задача может быть выполнена только благодаря личным навыкам игроков и при большом везении.
Держать в голове «картину боя»
Страйкбольные штурмы, бои или мелкая встречка зачастую происходят однотипно, но при этом всегда со своими нюансами. Командир от начала до конца боестолкновения должен уметь понимать, где именно находятся его бойцы сейчас, через 5 минут и в течение всей игровой ситуации. Конечно, на 100% это невозможно, ибо страйкболисты перемещаются, отправляются в мертвяк, теряются и т.д. Но всегда стоит стремиться к «абсолютному пониманию». Это также зависит от того, сколько именно человек находится под вашим командованием. Если это взвод, рота и т.д., то стремится узнать, где сидит каждый, не нужно. Достаточна информация от командиров команд, где те уже должны следить за своими бойцами.
Уметь ориентироваться на полигоне
Этот пункт похож на предыдущий. Командир, в отличии от бойцов, не может позволить себе забыться, иначе шанс неудачи сильно вырастает. Где точно находится ваша команда/рота/взод, где расположены север и юг. Всегда можно потеряться и из-за этого не выполнить задачу. Или придти не на ту точку. Думаю, разжёвывать тут не имеет смысла, каждый из нас не раз терялся в трех соснах.
Умение проигрывать и делать выводы из этого
Проигрывать и проваливать задачи никто не любит, а еще меньше тех, кто умеет это делать. Важно понимать, что провал - это не повод опускать руки и переставать командовать. Провал задачи- это возможность проанализировать, сделать выводы, почему произошло так, а не иначе. И с этими знаниями идти дальше. Тем самым, вы станете более опытным командиром, чем раньше. Данный пункт стоит воспринимать локально и в общем. Может быть так, что ваша команда выполнила все задачи на игре, но при этом сторона проиграла, так и наоборот.
Умение слушать и слышать других
Конечно, финальное решение всегда остается за командиром. Но видение ситуации с разных сторон позволяет принять оптимальное и верное решение. Для этого необходимо слышать своих сокомандников, штаб и т.д. Далеко не всегда эта информация будет полезна, но она может натолкнуть на другие идеи, что в итоге приводит к лучшему варианту.
Быть хорошим или отличным соло-бойцом
Личный пример - очень важный фактор. От него зависит, с какой долей вероятности люди пойдут за вами. Можно сколько угодно генерировать крутые планы, но если у вас особо нет личных «героических историй» в страйкболе или у вас нет особых классных навыков, то люди будут меньше верить в вас. Для начала необходимо быть хотя бы хорошим соло-бойцом, а после - стремиться быть лучшим из лучших. Перерезать всю базу ночью? Стрелять так, чтобы почти никогда не промахиваться? Причем мало отличиться раз, нужно стабильно удивлять команду в хорошем смысле этого слова.
Играть часто и по-полной
Ну а вы что думали? Поиграл пару часов и на боковую? Насладились «славой и почетом», можно и честь знать? Или выехать на игру раз в год? Не тут то было! Командир в идеале вообще не сливается с игры. Чем выше статус командира (что под его руководством: команда, взвод, рота или сторона), тем выше данное требование. Слив командира стороны с игры никогда не останется незамеченным. Чем дольше вы играете по количеству лет, чем чаще посещаете различные игры, при этом не сливаетесь перед ночной или после нее, тем лучше.
Находить баланс
Крайности ведут к провалу за редким исключением. Истина всегда в середине - золотое правило для хорошего командира. Баланс между оперативностью и выдержкой, между соло-навыками и командной игрой. Такое понимание приходит только с опытом, поэтому только в ваших силах пройти данный путь. Тем и интереснее!
Помнить, что страйкбол - командная игра
Даже если вы отличный соло-боец и можете все, необходимо помнить, что работает только команда. И только вместе можно реализовать «невозможное». Именно для этого и нужны командиры, чтобы успешно воплотить планы и выполнить задачу! Поэтому командир, в идеале, умирает последним, т.е. не лезет вперед, не убегает один в обход, ибо его главный приоритет - командная работа. Конечно, бывают исключения, но они происходят редко. В 90% случаев побеждает грамотная командная работа.
Благодарю за прочтение!
С уважением,
Грокс
Команда Таволга